Оценки влияния кризиса на развитие малого и среднего бизнеса по итогам 2020 г.: сбылись ли прогнозы начала года?

В. А. Баринова – заведующий международной лабораторией исследований проблем устойчивого развития РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; заведующий лабораторией инновационной экономики Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, канд. экон. наук (Москва). E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

К. В. Демидова – младший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (Москва). E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

С. П. Земцов – директор Центра экономической географии и регионалистики РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; старший научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, канд. геогр. наук (Москва). Е-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ю. В. Царева – научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (Москва). E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Текущий кризис, по ранним оценкам, затронул около 75% субъектов МСП, однако, по данным Единого реестра МСП, в 2020 г. число субъектов МСП сократилось менее чем на 4%, а численность занятых вообще немного выросла. Однако оборот малых компаний снизился на 3 млрд руб., или на 11% в текущих ценах, а оборот средних вырос на 1,4 млрд руб., или на 23%, в том числе вследствие увеличения числа средних компаний. Это можно объяснить как статистическими особенностями, так и влиянием антикризисных мер.

Реальные последствия кризиса будут известны лишь к концу 2021 г. Из-за особенностей критериев отбора (коды ОКВЭД, реестр МСП) меры поддержки не всегда достигали целевой аудитории; отдельные компании скорректировали свой код ОКВЭД для получения поддержки. Востребованные меры были недостаточно масштабны по сравнению с более развитыми странами. В будущем потребуется введение более дифференцированного подхода при применении ограничительных мероприятий. Необходимы продление и расширение способов поддержки МСП в условиях сохранения противоэпидемиологических ограничений.

Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, поддержка, предпринимательский климат, коронакризис.

JEL: L26, L53.