Исполнение федерального бюджета за январь-октябрь 2023 г.: ситуация лучше ожидаемой

И. А. Соколов – заведующий лабораторией исследований бюджетной политики РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; ведущий научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, канд. экон. наук (Москва). Е-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Т. В. Тищенко – старший научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук (Москва). Е-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Динамика доходов федерального бюджета по итогам января-октября 2023 г. относительно аналогичного периода предыдущего года была разнонаправленной: рост ненефтегазовых поступлений на 2,1 п.п. ВВП сопровождался снижением рентных доходов на 2,8 п.п. ВВП. Сопутствующее увеличение государственных расходов на 0,7 п.п. ВВП за десять месяцев 2023 г. по сравнению с тем же периодом 2022 г. хотя и несколько повысило несбалансированность федерального бюджета относительно соответствующих значений прошлого года (прирост дефицита бюджета на 1,4 п.п. ВВП), но заметного усиления рисков краткосрочной неустойчивости бюджета не наблюдается.

По итогам 2023 г. вследствие проведенной корректировки налогообложения нефтегазового сектора, позволяющей не допустить дальнейшего снижения рентных доходов, сохранения динамики поступлений от НДС, опережающей темпы роста ВВП, а также неполного освоения запланированного годового объема расходов можно ожидать дефицит бюджета в пределах 2–2,5 трлн руб. При достижении запланированного объема расходов дефицит может превысить этот уровень.

Ключевые слова: федеральный бюджет, доходы, нефтегазовые доходы, ненефтегазовые доходы, расходы, налоги.

JEL: Н11, Н50, Н62, Н63.