Исследование чувствительности стран–членов ЕАЭС к внешним шокам при помощи модели GVAR

А. В. Зубарев – заведующий лабораторией прикладных макроэкономических исследований РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук (Москва). E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

М. А. Кириллова – младший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (Москва). E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

На малые открытые экономики, такие как, например, экономики стран–членов ЕАЭС, оказывают влияние различные внешние локальные (происходящие в странах-партнерах) и глобальные шоки. Мы построили эконометрическую модель глобальной векторной авторегрессии (GVAR), включающую модель для России, стран–членов ЕАЭС и еще 40 крупнейших экономик.

Получено, что все страны ЕАЭС демонстрируют снижение выпуска при негативном шоке выпуска в Китае, но ни Россия, ни Казахстан не сокращают объемы добычи нефти в ответ на него. В ответ на аналогичный шок выпуска Евросоюза все страны, кроме Казахстана, сокращают выпуск, и самый сильный эффект от этого наблюдается в Армении, а Россия значимо, но крайне слабо повышает добычу нефти. При падении добычи нефти в странах Персидского залива (и некоторых других) и следующим за ним повышением цен на нефть рост выпуска наблюдается не только у Казахстана и России, экспортирующих нефть, но и у остальных стран–членов ЕАЭС. При падении мировых цен на нефть все страны ЕАЭС реагируют сокращением выпуска, и самый сильный подобный эффект наблюдается у России, Киргизии и Армении.

Ключевые слова: глобальная векторная авторегрессия, GVAR, Евразийский экономический союз, ЕАЭС, выпуск, цены на нефть, добыча нефти, функции импульсных откликов.

JEL: C32, E17, F47.